Гении дизайна / The Genius of Design (2009) 5 серий
Легендарный документальный фильм об истории дизайна
Фильм-размышление о том, как на рубеже 18-19 веков становилось на ноги новое детище промышленной революции — дизайн, как статус дизайнера и его роль менялись вслед за изменениями в экономике, политике и в обществе. Фильм о том, как незаметно дизайн вошел в нашу жизнь и как, стремительно развиваясь, сформировал мир, в котором мы живем. Как он воздействует и влияет на нас в каждом аспекте нашей жизни.
Фильм состоит из пяти частей, рассказывающих в хронологическом порядке о развитии дизайна с середины 19 века до наших дней. Каждая серия освещает определенный этап эволюции: рождение промышленного дизайна, радикальный модернизм школы Баухаус в 20-е годы, проекты для военных машин во Второй мировой войне, конструкции с использованием пластика в 50-60 годы, взрыв творческого потенциала, определяющий дизайнерское десятилетие 80-х и начала 90-х годов.
1. Индустриализация и зарождение дизайна (18 — нач. 20 вв) Дух из Машины
2. Модернизм в дизайне (Баухаус) и его преодоление (США — Генри Дрейфус) (1920-30-ее гг) Дизайн обихода
3. Дизайн и Вторая мировая война (1930-40-е гг) Планы войны
4. Пластиковый дизайн (2-я половина 20 в) Лучшая жизнь благодаря химии
5. Современный дизайн (кон. 20-нач. 21 вв) Объекты вожделения
1. Индустриализация и зарождение дизайна
В эпоху промышленной революции, бурного развития машинного производства небольшие кустарные предприятия разорились, не выдержав конкуренции. Человечество взамен индивидуально изготовленных изделий получило массу штампованных однотипных изделий. Возникла потребность в особом специалисте, который умел бы разбираться не только в технологии производства, но и знал, как улучшить привлекательность изделий. Первая часть фильма о том, как постепенно дизайн выделился из общей массы специализаций и стала формироваться новая профессия — дизайнер.
2. Модернизм в дизайне (Баухаус) и его преодоление
В кризисные 1920 — 1930 годы, в промежутке между двумя мировыми войнами, предлагались кардинально противоположные идеи относительно будущего дизайна, от радикального футуризма стиля «баухаус» до британской страсти — стиля «псевдо-тюдор». В Европе «современное движение» прославляло достоинства машин и продуктов их изготовления. В это время появились такие новинки как встроенная кухня, металлическая мебель из гнутых трубок, которая вскоре стала типичной в мире дизайна.
3. Дизайн и Вторая мировая война
Этому не учат в художественных вузах — когда страны вступают в войну, дизайнеры идут на передовую, используя свои навыки для разработки лучших, более эффективных способов убийства. Этот эпизод рассказывает о военных машинах Второй Мировой войны, которые были сконструированы в Германии, Великобритании, СССР и США.
4. Пластиковый дизайн
В конце Второй мировой экономика США взмыла вверх. В конце 40-х эта страна перешла от военной продукции к потребительской. Дизайнеры стали во главе новой экономики и потребления. Одним из дизайнеров и изобретателей, вышедшим на рынок товаров широкого потребления с пластиком и его технологическим потенциалом был Эрл Сайлас Таппер, придумавший герметичный пластиковый контейнер. В 1945 году Эрл Таппер изобретает контейнер и впоследствии получает патент на «крышку с герметичным замком для пластикового контейнера».
5. Современный дизайн
Этот эпизод рассказывает о том, как наш мир превратился в мир дизайнерский. Взрыв креативности произошел в 1980-х и начале 1990-х. В это время дизайнеры в корне пересмотрели свои «модернистские» воззрения, которые доминировали в мире дизайна на протяжении более пятидесяти лет. Сосредоточив внимание на желаниях потребителей, нежели их нуждах, они вскоре заняли места в первом ряду театра под названием «современная жизнь».
Страна: Великобритания
Жанр: Док. История. Искусство. Техника
Режиссер: Тим Кирби / Tim Kirby
Перевод: Профессиональный (одноголосый)
Viasat History
Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.